В __________________________________ районный суд <1>

Истец: _____________________________ (Ф.И.О. туриста)

адрес: _____________________________________________,

телефон: _______________, факс: ____________________,

адрес электронной почты: ____________________________

Представитель истца: ____________________________ <2>

адрес: _____________________________________________,

телефон: ______________, факс: _____________________,

адрес электронной почты: ____________________________

Ответчик: _______________ (наименование туроператора)

адрес: _____________________________________________,

телефон: ________________, факс: ___________________,

адрес электронной почты: ____________________________

ИНН: ___________, ОГРН: _________ (если известны) <3>

Цена иска: _______________________________ рублей <4>

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о взыскании с туроператора убытков и компенсации

морального вреда в связи с неисполнением

(ненадлежащим исполнением) условий договора

о реализации туристского продукта <5>

 

“___”___________ ____ г. между истцом и ответчиком был заключен договор о реализации туристского продукта N _________ (далее – Договор), согласно которому ответчик обязывался оказать истцу комплекс услуг по перевозке, размещению, экскурсионному обслуживанию и _________________________________ (другие услуги) на период ________ (__________________) дней – с “___”__________ ____ г. по “___”__________ ____ г. по маршруту: _________________________.

В соответствии с п. _______ Договора истцом оплачена стоимость туристского продукта в размере ________ (_______________) рублей, что подтверждается ____________________________________________.

Предусмотренные Договором услуги истцу не были оказаны (или: были оказаны ненадлежащим образом), в частности _________________________, что подтверждается _________________________.

В связи с вышеизложенным истцу были причинены убытки в сумме _____ (__________) рублей, что подтверждается _________________________.

Кроме того, действиями (бездействием) ответчика истцу были причинены следующие нравственные (и/или физические) страдания (моральный вред): _________________________, которые истец оценивает в размере _____ (__________) рублей.

Исходя из абз. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ч. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Требование (претензию) истца от “___”__________ ____ г. N _____ о возмещении убытков и компенсации морального вреда в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) условий Договора ответчик добровольно не удовлетворил, сославшись на ________________________ (или: осталось без ответа), что подтверждается _________________________ <6>.

“___”__________ ____ г. были предприняты действия, направленные на примирение, что подтверждается _____________________________________, но договоренности между сторонами достигнуто не было (или: Действия, направленные на примирение, сторонами не предпринимались).

На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 1 ст. 13, ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, абз. 6 ст. 6, ч. 3, 4 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, ст. 15, ч. 1 ст. 309, ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 131 – 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

 

  1. Взыскать с ответчика в пользу истца возмещение убытков в размере _____ (__________) рублей.
  2. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере _____ (__________) рублей.

 

Приложение:

  1. Копия Договора о реализации туристского продукта от “___”_________ ____ г. N _____.
  2. Документы, подтверждающие оплату истцом услуг по Договору.
  3. Документы, подтверждающие неоказание (ненадлежащее оказание) ответчиком услуг по Договору.
  4. Документы, подтверждающие убытки истца.
  5. Документы, подтверждающие нравственные или физические страдания истца.
  6. Расчет суммы исковых требований.
  7. Копия требования (претензии) истца от “___”__________ ____ г. N _____ <6>.
  8. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца <6>.
  9. Документы, подтверждающие совершение действий, направленных на примирение (если такие документы имеются).
  10. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.
  11. Доверенность представителя (или иные документы, подтверждающие полномочия представителя) от “___”________ ___ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца) <2>.
  12. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

 

“___”__________ ____ г.

 

Истец (представитель): ________________ (подпись)/_______________________________ (Ф.И.О.)

скачать


Информация для сведения:

<1> Требование о компенсации морального вреда в рамках дела о защите прав потребителей подсудно районному суду (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

<2> О требованиях, предъявляемых к представителям и документам, подтверждающим их полномочия, см. ст. ст. 49 – 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

<3> Перечень обязательных сведений об ответчике, которые необходимо указать в исковом заявлении, см. в п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

<4> Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”, при рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера (п. 10 указанного Постановления).

Таким образом, в цену иска размер требуемой компенсации за причинение морального вреда включению не подлежит.

<5> Согласно п. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

<6> Согласно п. 3 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом.